foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

Ещё немного о том, что "мы не знаем общества, в котором живём". С древности и до сегодняшнего дня все документальные, полудокументальные и художественные произведения, все романы, монографии, статьи и эссе, фильмы и сериалы, манга и аниме — описывали политическую жизнь единообразно. Где и когда ни происходило бы действие, будь это реальные исторические личности или вымышленные персонажи — все они действуют в одной и той же логике. Сражаются друг с другом, интригуют, заключают союзы, предают, совершают злодейства и иногда великодушные поступки, преследуют свои интересы, побеждают, погибают... Всё время одно и то же. Алкивиад от обиды переходит на сторону врага, Кориолан от обиды переходит на сторону врага, сир Барристан Селми от обиды переходит на сторону врага, адмирал Меркатц от обиды переходит на сторону врага... Работает одна и та же политическая механика, вполне понятная и прозрачная для стороннего наблюдателя. Всё разумно, логично и ожидаемо — с поправкой на случайность и особенности психического устройства акторов.

Что из этого следует? То, что людишки за тысячи лет никак не изменились, а потому что делалось, то и будет делаться, в политике в том числе. Там всегда происходило одно и то же, просто некоторые эпохи и локации оставили достаточно богатый исторический материал, благодаря чему мы сегодня можем, например, судить о тонкостях римской политики времён поздней республики; в целом же вся борьба происходит под ковром, но можно не сомневаться — там, под ковром, всё то же самое. Потому что ничего другого быть не может. Людишки так устроены.

Но можно сделать и другой вывод. Политика в художественных и нехудожественных произведениях описывается одинаково потому, что их авторы ничего другого просто не могут придумать. Ибо они все одинаковы и с древности ничуть не изменились, как и было сказано выше. Историк или писатель своими глазами ничего не видел, у него есть только разрозненные факты и собственное воображение, с помощью которого он эти факты интерпретирует "наиболее непротиворечивым образом". У практикующего политика, казалось бы, всё перед глазами, но на самом деле он мало что знает, а известное ему пропускает через призму собственных когнитивных искажений и профессиональных деформаций. В итоге у них у всех складываются какие-то представления о предмете, но имеют ли эти представления что-то общее с реальностью? С античности и до девятнадцатого века врачи были уверены, что болезни вызываются зловредными миазмами. Все, кто на данную тему размышлял, приходили именно к этому выводу, потому что как может быть иначе-то? А потом реальность посмеялась над чел-овеческими представлениями.

Естественные и точные науки в конце концов нащупали верный подход: рассуждения ничего не стоят, во главе всего стоит эксперимент. Если эксперимент противоречит теории — теорию в мусор, как бы она вам ни нравилась. Но в политике, области слишком гуманитарной, корректный эксперимент невозможен, поэтому теории не на что опереться. И вся "наука" сводится к фантазиям.

То обстоятельство, что все люди во все времена представляли политический процесс одинаково, не доказывает, что "это близко к реальности", оно доказывает лишь то, что принципы литературы неизменны. Между тем, иные источники сообщают о социальных парадоксах, как бы противоречащих оным принципам. Например, тот сюжет, когда к намечающему большой поход конунгу приходит знаменитый викинг со своей бригадой и предлагает свои услуги. Конунг ему говорит: да, все тебя знают и уважают, ты великий воин, и пасаны твои чёткие и дерзкие, но, видишь ли, есть проблемка одна. Мы тут все христиане, а ты язычник. А у нас принцип: с собой берём только христиан. Так что звиняй, не можем тебя взять в долю. Викинг на это: нас все знают, и ты нас знаешь, мы реальные пасаны, и нам ещё ни разу никто не отказывал. Так что мы сейчас отойдём и посовещаемся. И, натурально, отходят и совещаются. Что должно произойти дальше в рамках литературной логики? Конечно, викинг вызовет конунга на поединок. Или вероломно убьёт его позже. Или предложит свои услуги его врагам. Или уйдёт, и потом всю жизнь будет ему мстить. Что же происходит на деле? Викинг подходит к конунгу и говорит: ты нас знаешь, все нас знают, мы реальные пасаны, и нам ещё ни разу никто не отказывал. Не будет такого и в этот раз. Поэтому мы тут посовещались и решили: мы все переходим в христианство. Пример этот намекает нам, что не всё так однозначно, как сказала дочь офицера. Мы действительно не знаем общества, в котором живём, мы не знаем, по каким принципам в нём всё происходит, не знаем даже, что нас самих заставляет поступать так или иначе, и какое влияние имеют наши действия на реальность, и имеют ли вообще. Не знают этого и власть имущие. Наверное, не знают даже осьминоги (если они есть). Абсолютная загадка, одним словом.

Tags: литература, наука, политика
Subscribe

  • (no subject)

    О стоимости флота, который нужен России Я, кстати, как-то прикидывал, сколько бы всё это стоило, если бы я владел Эрефушкой (или страной…

  • Мечты идиотов

    ...American way of life, утрированный в узком, бытовом понимании. Никакого общественного транспорта. Никаких такси. Никаких каршерингов. Только…

  • (no subject)

    Придумал технологию массовых казней. Ядром системы служит промышленная установка гамма-стерилизации (ну, я давно такое предлагал). Доза и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments