foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

Пишут, что "искусственный интеллект превзошёл пилота-человека". Да, упоительная новость. По этому поводу подумалось, что вместо полковника с живописным позывным "Animal" (не Барсуков ли, скобейда?) надо было выставить против ИИ опытного симуляторщика. Думается, результат был бы немного другим...

Лично я когда-то довольно плотно играл в "Lock On", это был вполне реалистичный симулятор, возможно, самый реалистичный на тот момент, определённое представление об основных принципах он давал. И вот, я за всё время так и не постиг какой-то особой науки воздушого боя, я даже не увидел, что такая вообще существует. Всё было просто и примитивно: довернуть на цель, занять подходящее положение для пуска, пустить ракету. При необходимости — повторить. Основной манёвр — форсированный разворот. Ничего сверх этого, никаких там "шахмат". Хотя не знаю, может быть, я постигал тему недостаточно плотно. Но вот такой опыт, другого у меня нет.

Между тем, данный опыт только подкрепил ряд сложившихся у меня представлений. Во времена поршневой авиации основным оружием были пушки и пулемёты с их эффективной дальностью в десятки и первые сотни метров, поэтому более скоростной истребитель имел преимущество над более манёвренным. Да, манёвреный лучше крутился, но у скоростного была инициатива, он мог поддать газу и уйти от противника, а потом по желанию либо набрать высоту, занять подходящее положение и попробовать атаковать снова, либо выйти из боя. У его противника такого выбора не было, он мог лишь отвечать на действия его визави.

Но когда основным оружием стали самонаводящиеся ракеты, ситуация перевернулась. Характерные скорости воздушных боёв для реактивных самолётов выросли, может, вдвое, но дальность оружия увеличилась на два порядка. Теперь в ближнем манёвренном бою более резвый не мог просто добавить тяги и уйти — при этом он рисковал получить ракету в жопу. Приходилось крутиться, и преимущество здесь было уже у того, кто быстрее доворачивал на противника, быстрее ловил его в прицел и чаще мог произвести пуск — и, как следствие, сбивал с большей вероятностью, — то есть у более вёрткого. В крайней форме это проявляется в дуэли "обычного" современного истребителя и "сверхманёвренного". Если "обычный" ушёл из области разрешённых пусков, то сверхманёвренный может легко довернуть на него независимо от его и своего углового положения и скорости. Это, конечно, не бесплатно — при этом потеряешь всю скорость, но оно того стоит, ведь ты сможешь выстрелить в противника, а он в тебя — нет. И даже если твоя атака окажется неудачной, ты успеешь набрать скорость, пока он будет уклоняться от твоей ракеты и доворачивать на тебя. Особый интерес представляет дуэль двух сверхманёвренных истребителей — они одновременно могут довернуть друг на друга с потерей скорости и пустить ракеты друг по другу, и здесь уже всё зависит от эффективности ракет и помех, потому что на противоракетное маневрирование у дуэлянтов временно нет энергии. Кто-то из летунов сравнивал такой бой с поединком вертолётов — ну да, похоже на то.

Но как же дальний бой, спросит кто-нибудь, который идёт за пределом видимости? А никак. Такие бои ждут уже шестьдесят лет, но их до сих пор не случалось. Очевидно, они и невозможны. По статистике, все истребители, когда-либо сбитые ракетами в боевых условиях, были сбиты на дальности прямой видимости, то есть в ближнем бою. Ракеты ВВ большой дальности в реальных условиях ни разу ни в кого не попали. У "Феникса" нет ни одного фрага. У Р-33 был один, несколько лет назад, правда, это был свой, которого по ошибке сбили на учениях — то есть ракета доказала свою теоретическую работоспособность, однако на настоящей войне её не использовали. В общем, с дальним боем ситуация та же, что и в известной присказке про значимость рукопашки для солдата: чтобы вступить в ДВБ, истребитель должен в чистом небе в гордом одиночестве лететь на большой высоте с включённым радаром, потом обнаружить на большой дальности такого же мудака из стана противника и вступить с ним, значит, в этот самый дальний бой. Само собой, попасть друг в друга с такой дистанции они не смогут, потому что ракеты на самом деле дрянь оружие, получше пушек, но всё равно редко куда попадают, особенно когда цель применяет помехи и уклонение (дальний бой, если он всё же произошёл, будет не менее манёвренным, чем ближний — противоракетное маневрирование никто не отменял). Затем противники сближаются, в ходе активного маневрирования быстро теряют высоту, и всё заканчивается каруселями у земли на обычных для ближнего боя скоростях 400-700 км/ч. Дальше кому-то из них повезёт, а кому-то нет.

Tags: ИИ, авиация
Subscribe

  • (no subject)

    Весело живут: Главный фашистский форум в интернете создал человек, известный как Александр Славрос. Участники форума со всего мира мечтали…

  • Недоумённого отчаяния псто

    Расовое. Зацените типажи. В который раз убеждаюсь: я ничего не понимаю в политике и обществе. Происходящее там абсолютная загадка для меня. Вот…

  • BLM&RHW

    ...И будет бой жесток и разъярён; Но он туман размечет своевольно, И каждый Белый будет сокрушён. (Данте о расовой войне) Цитирую, чтоб вы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments