foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Category:

Высшие, средние, низшие

Из конспекта лекций Крылова по литературе:


Социальное положение, а точнее то, как себя чувствует человек, вернее КЕМ, влияет на само отношение к общению. На то, в каких случаях к нему прибегают и с какими целями, какие цели считают приемлемыми.

Социальные низы крайне склонны к пустой болтовне ни о чём, чтобы просто убить время. Прямой аналог, а вернее всем известная разновидность – разговоры бабок по телефону. Такие разговоры либо не несут информации для собеседников, а если несут, то она совершенно не нужная и не важная – цель разговора вовсе не в ней. Этим людям просто хочется пообщаться. Есть у них такая потребность. Это очень характерный признак низшего класса. Причём желание пообщаться часто носит привязчиво-принудительный характер – когда липнут, лезут и ещё обижаются, что тереть с ними эти глупые пустые базары собеседник (вернее тот, кого в оные наметили) не хочет.

Средний класс так себя не ведёт. Средний класс своё время ценит и на пустую болтовню его никогда не тратит. Представители этого социального слоя используют общение для того, чтобы обмениваться ценными и важными сведениями, передавать нужную информацию.

Когда общаются представители социальной верхушки, любой диалог всегда имеет дополнительное измерение: его участники всё время проверяют друг друга на социальный статус. Это что-то типа словесного фехтования. Чтобы получить лучшее представление, рекомендуется почитать протоколы дипломатического общения. Как писать таких людей и их диалоги? Представляйте себе личностей, маниакально озабоченных своим социальным статусом.

Бывают случаи, когда высшие просто передают друг другу информацию безо всяких статусных игрищ. Делается это примерно так: «А, да, кстати…». То есть сразу же объявляется, что информация несёт нейтральный характер. А вообще, что ещё следует сказать про высших – эти люди умеют молчать. Могут делать это очень долго (сутками), от этого не страдая и не испытывая дискомфорта.

От принадлежности человека к социальному слою зависит его способность и склонность планировать. У низших планирование действий фактически отсутствует. То есть горизонт – примерно сутки. Средние могут строить планы протяжённостью в годы. Высшие – запросто могут планировать даже в масштабе столетий, на несколько поколений, выходя далеко за рамки протяжённости собственной жизни.



***

Людей можно поделить на три типа: низы, средние, верхние. Понятно, что численность этих групп резко падает снизу вверх. Что определяет принадлежность к такому типу? По всей видимости, это качество, в основном, врождённое. Плюс какая-то часть приобретается и закладывается в первые годы жизни. Тип таких людей очень сильно коррелирует с принадлежностью к социальным классам. То есть можно говорить о том, что по большей части люди в социальной пирамиде занимают положенное им место: каждый сидит на своём месте, как и должно быть, не имея почти никакой перспективы перейти в другой слой. Про эти три типа уже упоминалось в лекции 8.

Что характерно для представителей этих трёх типов?

Если брать человека низкого, то для него полностью справедлив принцип, что бытие определяет сознание. Сделай человека холопом – и он будет мыслить себя именно холопом. Поставь такого господином – будет себя считать господином, и тут уж не будет знать удержу, занаглеет. При этом нового окружения – то есть других, настоящих, господ, будет тяготиться и не знать, что с этим делать – не научен же, а сам научиться не способен. Из этого положения – что для низких людей бытие определяет сознание – прямо следует, что марксизм целиком ориентирован на человеческие низости.

Для природного верхнего уровня всё обстоит противоположным образом: для них сознание определяет бытие. То есть вчерашний богатый аристократ, сегодня разорившийся и вынужденный жить в лачуге, всё равно сохраняет полное достоинство и остаётся Человеком.

Средний уровень – нечто среднее между этими двумя. Такие люди уже имеют некоторое достоинство, хотели бы к чему-то стремиться, но в существенной степени сохраняют лабильность низших и сильно зависят от своего бытия.

В отличие от низшего и среднего уровня, у людей верхнего есть чёткие цели, которые они сами же себе и определяют. А кроме своих целей их более ничто и не интересует – всё остальное они рассматривают исключительно как средства для достижения этих целей. Низшие сами себе цели ставить не способны, то есть (своих) целей у них и не бывает. У средних цели бывают – но часто возникают в реактивном порядке – для того чтобы избежать какого-то неудобства, избавиться от какого-то фактора, доставляющего сильный дискомфорт. В качестве хорошей иллюстрации к последнему утверждению можно вспомнить, как возникли и с чего начались современные супермаркеты – то есть магазины, в которых отсутствует прилавок с продавцом. Как раз за таким прилавком довелось оказаться человеку, по природе своей сильному социофобу. Какое-то время он свою работу мужественно сносил и терпел, но в определённый момент приступ депрессии его задавил и он придумал покинуть прилавок, оставив сообщение «всё по 5» и предоставив покупателям самим набирать товар и оставлять положенное за него количество денег. Покупатели нашли это настолько удобным, что в тот день магазин собрал невиданную ранее кассу, причём без потери прибыли и даже с её приростом.

Теперь, когда герой может меняться? Только в одном случае – при существенной перемене жизненных обстоятельств. То есть когда у героя появляется (каким-то образом: в результате самостоятельных действий, в результате везения или чьего-то благоволения) некий жизненный ресурс или же наоборот герой ресурса лишается или оный у него забирают.

Предположим, низкому человеку досталось богатство. Что будет дальше? С большой вероятностью, такой человек не выдержит груза случившихся перемен и поспешит его сбросить. Дело в том, что у него не будет сил адаптироваться к новому окружению – он не способен поставить себе такую цель и к ней стремиться. Хорошая иллюстрация из литературы – Бен Ганн из «Острова сокровищ», который промотал доставшееся ему богатство за неделю. Если же такого с низким человеком не происходит, то он начинает жутко наглеть вне всяких рамок, куражиться, разнузданно куролесить – натурально выпрашивая у мира, чтобы его поставили на его природное место. Что обычно и происходит, примеры известны (см. Сергей Полонский).

Если богатство достаётся человеку среднего уровня, то после непродолжительного периода растерянности и шока тот начинает активно обучаться навыкам существования в новых обстоятельствах. Новым правилам игры, если угодно. С бо́льшим или меньшим успехом это ему обычно удаётся.

Природный верхний уровень, как упоминалось выше, не зависит от доступных ресурсов и всегда остаётся Человеком.

И в заключение темы можно взять конкретные персоналии и посмотреть, кто из них Человек. Например, Роман Абрамо́вич не особо-то производит впечатление Человека (мягко говоря). Михаил Ходорковский – тоже не дотягивает. А вот Борис Березовский – таки Человек, потому что делал Дела.



По-моему, Березовский был в лучшем случае из средних.

Tags: социология, сяожэнь и цзюньцзы
Subscribe

  • (no subject)

    Гнездилище на связи: Вы, как всякий японофоб, такой забавный и неумный. Трусы нюхают во всем мире.

  • „Поставлена задача“

    ( отсюда и далее) — В СССР это понимали и даже не ставили такие задачи перед палубной авиацией. — Задачи авианесущих кораблей эволюционировали,…

  • „Полезно для здоровья“

    Цутому Ямагути (яп. 山口 彊 Ямагути Цутому, 16 марта 1916, Япония — 4 января 2010, Нагасаки) — японец, один из немногих людей, который пережил обе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments