foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Category:

Разум и чувства

Голосом Дроздова: сегодня наш рассказ пойдёт об американском художественном фильме "Эквилибриум". Перед нами как раз тот случай, когда авторы сняли вроде бы совсем не то, что намеревались. Ведь что они, на первый взгляд, хотели сделать? Элегантное мочилово в постмодернистском "антиутопическом" антураже, и только. А что вышло? Острый политический памфлет на либерализм, причём даже не американский, а... Но обо всём по порядку.

По обыкновению избежим ненужной воды и сразу перейдём к мякотке. При просмотре фильма возникают разные вопросы. Например: почему арестованная оппозиционерка (на которую западает ГГ) не плачет, не истерит, не впадает в депрессию, а ведёт себя спокойно и высокомерно? Ведь баба же, и испытывает эмоции. Единственно возможный ответ: а потому что это киса не простая, а элитарная, с детства привыкшая к своему особому положению. (Между прочим, её зовут Мэри О’Брайен - что кагбэ намекаэ.) С её точки зрения, работающие с ней чекисты - просто псы режима, которые ничего не решают, да и, собственно, вообще не люди. К тому же она изначально знала, на что идёт, и что будет с ней в случае провала. "Тот, кто играет в престолы, либо погибает, либо побеждает."

Далее, вспомним, как ГГ проникает в "подполье", которое в прямом смысле оказывается подпольем. Ещё один вопрос: а в курсе ли коммунальные службы города, что творится у них под ногами? Несомненно в курсе, как может быть иначе? И ещё вопрос: а для кого вообще подпольщики занимаются своим ремеслом - копируют картины и т. д.? Кто потребитель? Ясно, что им может быть только местная элитка.

Таким образом, мозаика складывается. После ядерной войны и прихода чуть менее, чем полного Пиздца искусство и всё, что с ним связано, стало исключительной редкостью. А то, что редко, автоматически становится роскошью и предметом статусного потребления. Отсюда вытекает соответствующее устройство социума: наверху элитарии, втайне позволяющие себе роскошь эстетства, а внизу быдло, полностью лишённое не только доступа к искусству, но и самой возможности испытывать какие-либо чувства, ибо это позволено лишь господам. Однако время идёт, жизнь налаживается. И у некоторых элитариев появляется мыслишка, что неплохо было бы кое-что поменять...

В итоге происходит раскол элиты на "старорежимных" (выступающих за сохранение прежней системы: "эстетствующие элитарии наверху - бесчувственные овощи внизу") и, скажем так, "перестройщиков", считающих, что пора бы вернуть народу эмоции. Потому как потребление роскоши (в данном случае - предметов искусства) втайне и за высокими заборами доставляет немного удовольствия. Нет, потреблять роскошь следует напоказ, а народ должен всё это видеть и испытывать чувства. "Быть выше тех, кто равен тебе - вот что греет, - говорил Румата Эсторский. - Выше - над теми, кто равен... Вот что нас возбуждает. Поэтому-то Бог создал людей по образу и подобию своему. Иначе было бы не в кайф, не в кайф..." А когда твои холопы - просто бесчувственные роботы, жизнь довольно уныла. Эта позиция нашла отклик и у творческой интеллигенции, которой тупо надоело сидеть в подполье, а хотелось бабла и богемной жизни.

Итак, к началу фильма две фракции уже оформились и вовсю друг против друга интриговали. Переворот был вопросом времени. Что касается ГГ, то из-за своей тупости он всю дорогу был просто пешкой в чужих руках. Первоначально "старорежимные" попытались использовать его для борьбы с политическими противниками: скорее всего, он должен был стать отрицательным примером, с помощью которого они надеялись оправдать задуманные репрессии. "Смотрите, даже лучший из клериков, с чистыми руками, холодным сердцем и пустой головой, и тот не устоял перед соблазном! Вот до чего опасны эти перестройщики! Пора избавить от них наше общество!" И в аппарате начинаются чистки. Но "перестройщики" с успехом переманили ГГ к себе и использовали его уже в целях готовившегося переворота - для устранения ключевых фигур враждебной партии и вывода из строя ключевых объектов (а именно, телецентра - превед, Мак Сим!), поскольку именно он лучше всех владел боевым гопаком.

Вспомним финальные кадры, где толпа вооружённых исключительно стрелковым оружием боевиков штурмует административные здания. Те самые "200 автоматчиков", ага-ага! А где же, спрашивается, правительственные войска с тяжёлой техникой и авиацией, призванные подавить мятеж? А нету. И не будет, потому что измена в верхах. Классика переворота, всё по Мэтру. Даже удивительно, как американцам удалось снять так правдоподобно.

На этом история заканчивается, а ГГ тянет лыбу. Он даже не понимает, что произошло и чему он поспособствовал. "Сдаётся мне, господа, это была комедия."

З.Ы. Кстати говоря, согласно первоначальному варианту сценария вещество "прозиум", отключающее эмоции, должно было в конце концов оказаться не чем иным, как плацебо. Что как бы подчёркивает...

Tags: их нравы, критика, политика, синематографъ, социология
Subscribe

  • (no subject)

    (к предыдущему) Приходит на ум много. Рассуждать вам, но одну зацепим. По мнению авторов, те, для кого строилась тюрьма, должны были искренне…

  • Про Желязны

    Не буду Нет, всё-таки буду оригинален: я считаю, что Желязны плохой писатель. Может быть, он и правда тонкий стилист (я не могу это…

  • (no subject)

    Человек пятьдесят лет прожил, но так и не понял Суть. Почитал комменты к моему посту про русских девушек, где я говорю, что они самые кошмарные в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments