foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Category:

Легизм и конфуцианство

Для начала — что вообще такое легизм? Очень просто: это пресловутая "диктатура закона". То есть строй, подразумевающий равенство всех перед законом и малотерпимый к коррупции. Вот когда и обыкновенного крестьянина, и высокопоставленного чиновника могут казнить за преступление (причём чиновника казнят даже более вероятно, чем крестьянина, ибо у чиновника гораздо больше возможностей для совершения преступлений), это оно самое.

Теперь — что такое конфуцианство? Обычно считается, что это как бы более человеколюбивый строй, по сравнению с людоедским легизмом, строй, при котором "дают жить", дают "потеплиться-пожуковаться в уголочечке", как бы выразился Крылов. Но тут встаёт интересный вопрос: а всё-таки, кто именно при конфуцианстве получает возможность теплиться и жуковаться? Всё ли общество целиком? Или как всегда?..

В своё время я писал, что конфуцианство есть продукт разложения легизма непотизмом и коррупцией. Пришло время объяснить подробнее.

Происходит оно приблизительно так. Первый Священный Император умирает, и его ближайшее окружение немедленно принимается за "давно назревшие" реформы. Суть реформ — смягчить законодательство, чтобы представителям правящего слоя больше не угрожали серьёзные санкции (особенно смерть), а также дать им право запускать шаловливые ручки в казну и пристраивать друзей и родственников на хлебные должности. Ну и по мелочам: отмена ограничений и налогов на роскошь, если они были, расширение и углубление "местного самоуправления" (читай "самоуправства"). На первом этапе низшим сословиям тоже могут бросить кость (разрешат приватизировать жильё, например), но впоследствии...

...впоследствии жизнь низших сословий становится ещё хуже, гораздо хуже, чем при легизме. Теперь им уже не найти управы на оборзевшее начальство, не получить удовольствия от созерцания казней утративших доверие элитариев, не пробиться наверх благодаря своим способностям (ибо стеклянный потолок), а цены и налоги всё время растут: элитка навёрстывает упущенное, добавляя всё больше сладости в свою жизнь, и этот вечный праздник кто-то должен оплачивать.

Идеологическое обеспечение процесса производится, собственно, "конфуцианством". Как дети должны почитать родителей, так и родители должны почитать начальников, усердно трудиться, носить цак и радоваться. Или упоительная теория "благородного мужа" и "низкого человека". "Если ты такой благородный, почему такой бедный?" Стало быть, никакой ты не благородный цзюньцзы, а обыкновенный низкий сяожэнь. Вот я — благородный муж, потому и занимаю высокий пост, такова справедливость, явленная Небом. Чего говоришь? Меня "пристроили"? А кто тебе мешает самому пристроиться? У нас ведь меритократия — сдавай экзамены и становись чиновником. Чё-чё? Нет денег на репетиторов? Ну, знаешь, благородный муж ищет возможности, а низкий человек — оправдания, и это ещё раз доказывает твоё лузерство сяожэньство. Так что сиди в своей деревне и не булькай.

Было бы очень интересно узнать мнение простого народа времён ранней Хань. Я совершенно уверен, что они на свою власть и её дела просто плевались от бессильной злобы, а минувшая Цинь казалась им потерянным раем — "тогда жили сытнее и порядок был". Но мнение простого народа до нас не дошло, до нас дошло лишь мнение мажоров. А с ними всё понятно — "Ельцин дал нам свободу и возможность зарабатывать".

Если отвлечься от бытовых подробностей и перейти на стратегический уровень, то конфуцианское государство при прочих равных не имеет никаких шансов против легистского. Последнее просто порвёт вороватых и подловатых конфуцианцев как Тузик грелку. На внешнеполитической арене — ну то есть на войне — легизм сверхэффективен. Я некогда сравнивал в этом смысле капитализм и социализм, и здесь логика та же самая. Вспоминаю финансы в "Total War", там в графе "расходы" был пункт "коррупция", и цифры были какими-то совсем дикими. И чем богаче становилось моё королевство, тем больше воровали. Вот это и есть "конфуцианское государство". В легистском же эти средства, скорее всего, пошли бы в дело, то есть на войну. Одним словом, конфуцианство — это шашечки, легизм — это ехать (в хорошем смысле).

Но насколько легизм эффективен внешне, настолько же он неустойчив внутренне. Блядская человеческая природа всегда берёт своё, поэтому удерживать государство в состоянии "диктатуры закона" способен лишь очень сильный правитель. Но когда он умрёт, систему исторически мгновенно разложит коррупцией: так "жестокий" легизм переродится в "мягкое и человеколюбивое" конфуцианство. Не будем, однако, забывать, что жестокость легизма и мягкость конфуцианства — они жестокость и мягкость сугубо в глазах высших классов, а вот у низших тут может быть полностью противоположная точка зрения. Но мнение низших никогда никого не интересует и потому не сохраняется историей.

Tags: китайцы, социология, сяожэнь и цзюньцзы
Subscribe

  • (no subject)

    ( отсюда) В восьмом классе меня и ещё трёх мальчиков решили выгнать из школы в ПТУ. Формально это сделать было нельзя (соответствующее…

  • (no subject)

    Увидел вот здесь выступление Чубайки: Как вам такой геноцид?? Как они это собираются делать? Как вы думаете? Ответы на моем канале!!! Ваши…

  • (no subject)

    Хорошо: В петербургском баре произошла драка с участием звезды «Зеленого слоника» Владимира Епифанцева. Актер вступился за свою бывшую жену…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments