foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

„Роза и червие“ v1.0

(отсюда)

Но есть и контаминированная версия этих историй, она очень драматична, и в ней тоже кончается дарами, но это уже не в почет, и здесь сдача юкагиров - падение и некая утрата части былой чести навечно. Здесь юкагиры сломлены, и дары - такая же часть этого ломания, как и оспа. В этой истории действуют простые русские люди, которые с юкагирами хотят дружить почетно и по-хорошему, есть ведущий совершенно противоположный курс апокалиптический русский начальник, который лично и не хочет никого убивать, но ради политической целесообразности хочет сломить вероломством и массовым террором сам дух юкагиров, и уже растоптав их, дает им дары, чтобы закрепить этот успех. Все это он делает не по злобе, а по холодной целесообразности. И есть юкагиры, ошеломленные всем этим и сдающиеся на волю такой печальной судьбы - в этом никакого почета нет, а есть беда.

Все это у рассказчика получилось потому, что в исходной "военной" версии русские напускают оспу во время войны, как военный прием, а в исходной "мирной" русские вообще ничего, кроме хорошего, юкагирам не делали и с ними и не было войны. А в контаминированной истории так: уже установились мирные и дружественные отношения с простыми русскими (как в исходной "мирной" версии), и тут появляющийся дополнительно русский начальник приглашает всех юкагиров в гости, продолжать дружбу, - и массово убивает их, прибывших к нему, оспой, чтобы убавить их число, ослабить их и сломить их дух (и только потом остаткам дает ценные вещи). Так он и говорит постфактум юкагирскому вождю, и хотя тот лично смог в этом разговоре соблюсти достоинство (- Для чего убиваешь нас дымом? - Больно много имеешь людей, их убавить хочу. - Довольно, достаточно уже будет! - Достаточно ли, или нет, я один буду решать! - Если так хочешь решать - решай! Взял ты над нами верх. Но тогда к чему буду разговаривать с тобой? Твоя воля!" - и ушел к себе в дом, ожидая своей и общей участи), ситуация от этого унизительной и бедственной быть не перестает. В финале этой истории остаток юкагиров, получив от того же начальника вкусную воду, еду, табак, идет со всем этим по домам и то поет, то плачет. (Поскольку мало радости и чести принимать дары от тех, кто тебя так потоптал, но и лучше / менее хуже ничего тут не придумать).



Давным-давно, когда я читал "Мир на земле", меня удивило, что поляки, оказывается, видят русских людьми жестокими и вероломными. Тогда я ещё удивлялся, но к настоящему свыкся с тем, что у всех свои тараканы. Ну сочинил какой-то юкагирский сказочник аццкого русского военачальника, что-то среднее между командующим Гэндо и полковником Кворичем, ну и что теперь? "Они так видят".

Tags: история, русские, филология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments