foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

Один #lib88=023 попытался поверить алгеброй гармонию, о чём три боянистые статьи: один, два, три. Вкратце вывод такой: можно легко определить, что автор не умеет писать (тексты, картины, музыку) вообще; можно определить, что автор начинающий, неопытный, дилетант; можно определить опытного автора, "крепкого середнячка"; можно также определить и автора, который пишет "выше среднего". Но как только этот вышесредний уровень — "уровень Языкова" — достигнут, дальнейшая ранжировка теряет смысл. "Великие", "выдающиеся", "известные" и "малоизвестные" авторы находятся, с научной точки зрения, в одной весовой категории, а их принятое в опчестве разделение на великих и не очень — чистая конъюнктура, вопрос актуальной политики и привычек. Великими не становятся, великими назначают. Триада Блат-Няш-Удача рулит, как всегда.

Упомянутый #lib88=023 совершенно прав, говоря:

Если мы посмотрим в словаре определение слова «гений» то увидим, что одно из его значений это «джинн». В наше время никто из образованных людей не верит в джиннов. Чудеса, которые бедуины приписывали джиннам, наука объясняет электрическими явлениями в атмосфере. Результаты моих экспериментов приводят к выводу что и другой гений, тот в которого до сих пор верят образованные люди, тоже сказочный персонаж.

(пунктуация сохранена)

Да неужели? Но ведь Пушкин или Моцарт известны не только тем, что сильно блатные, блатнее Языкова и Сальери. У них ведь действительно есть по нескольку великих — то есть запоминающихся — произведений. Но задумаемся, разве в этом есть их заслуга? Гений творит гениальные вещи не по своему желанию, нельзя просто так взять и написать что-то гениальное. Гениальное произведение всегда неожиданность для самого автора, нечто невоспроизводимое, неповторимое, его нельзя создать по своей воле. То есть "великое" (запоминающееся) произведение — всего лишь случайность, эффект большой выборки. Если ты провёл за творчеством десять тысяч часов, то из нескольких сотен твоих работ штук пять вполне могут выйти вполне себе великими. Но где тут твоя заслуга? Её здесь не больше, чем было бы в том, чтобы выкинуть орла десять раз подряд. Вполне возможно, если ты потрудился бросить монетку десять тысяч раз.

Хотя большой корпус произведений с несколькими выдающимися среди них не обязательный признак "величия". Раз уж великими назначают, можно быть полнейшей безнадёжной бездарностью и при этом входить в пантеон. Таких куча. А можно наоборот, писать "вышесреднего", но всё равно считаться бездарностью. Есть даже те, кто сочетают — например, Набокова считают гениальным писателем, но посредственным поэтом.

Tags: искусство, наука
Subscribe

  • (no subject)

    "Ты выше этого" на актуальный русский переводится как "ты не имеешь на это права", а "не уподобляйся" означает "не смей". А вот и живой пример:…

  • (no subject)

    Интересно, кстати, что результаты генетических исследований — выявленное близкое родство южных русских с поляками и северных русских со шведами —…

  • (no subject)

    Физическая антропология и генетика русских С такого рода исследованиями есть одна проблемка. Они безусловно добросовестны и объективны, но дело в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments