foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Category:

этому)

«В последнем романе братьев Стругацких, в значительной степени придуманном, но ни в какой степени не написанном; в романе, который даже имени-то собственного, по сути, лишен (даже того, о чем в заявках раньше писали «название условное»); в романе, который никогда теперь не будет написан, потому что братьев Стругацких больше нет, а С.Витицкому в одиночку писать его не хочется, — так вот в этом романе авторов соблазняли главным образом две свои выдумки.

Во-первых, им нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир.

Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.

Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.

А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.

Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо — и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — свое» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика.

А во-вторых, авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, осмыслить неосмысливаемое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: «А что, у вас разве мир устроен иначе?» И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой... Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь: «Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике». И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман все-таки написать.

— Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, — говорит абориген. — Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом...»


Но мир не может быть устроен и так, как описано выше. Эта теория столь же абсолютно нереализуема на практике. Для её воплощения пришлось бы полностью искоренить такой феномен, как непотизм. А общество без блата — всё равно, что рок без наркотиков и улей без мёда. На блате всё и держится, собственно говоря, избавление от него потребует, по меньшей мере, радикальной перестройки всей человеческой биологии. А без выполнения этого необходимого условия — ну, мы все понимаем, что произойдёт, если наивный правитель попытается реформировать общество по образцу Островной Империи: в течение одного-двух поколений "меритократически" набранный с улицы высший класс замкнётся на себя, остановив социальные лифты, и с этого момента высокое положение в обществе будет передаваться по наследству, полностью перестав зависеть от "моральных заслуг" гражданина. (Хотя внешняя форма "общества трёх кругов" скорее сохранится, и, наверное, в нём по-прежнему будут функционировать институты, призванные распределять людей по их кругам — только теперь эта работа выродится в бессмысленный ритуал.)

Утопия опять оказалась неосуществимой, даже такая макиавеллическая. Ничего нельзя переделать в социальной механике, общество всегда, во все эпохи устроено совершенно одинаково, меняются лишь доступные технологии и уровень потребления. Интересно, откуда тогда берётся это странное представление, что общество всё-таки можно радикально изменить? Казалось бы, всемирная история у всех перед глазами, но ведь до сих пор находятся утописты, и Стругацкие тому нагляднейший пример: они умудрились десятилетиями петь майсы про нереализуемый IRL "Мир Полудня", чтобы в конце концов разочароваться в нём и предложить на замену не менее фантастичный "Мир Островной Империи". Потрясающая социальная тупость. Но если вдуматься, ничего удивительного. Стругацкие происходят из высшего класса советского общества, а это значит, что им действительно были открыты в жизни все пути (ну, не все, конечно, но по сравнению с большинством населения...), они имели выбор, всю жизнь у них был выбор. То есть они элементарно не могут себе представить иную ситуацию — когда выбора нет, у них просто-напросто не было такого опыта. Отсюда и лезет "социальная инженерия": "можно всё, стоит только по-настоящему захотеть".

Разумеется, речь не столько о конкретных Стругацких, сколько о глупости, наивности и социальных предрассудках всего привилегированного слоя. Если внимательно посмотреть по сторонам, хотя бы тут, в жежешечке, то обнаружится, что взгляды на устройство общества совершенно явно зависят от сословной принадлежности. Чем выше ваш социальный класс, тем более "механистичными" будут ваши представления, вы будете считать общество этакой машиной, которую можно как угодно ломать, чинить, перепроектировать и перестраивать, и она будет работать. Дело в том, что если вы живёте наверху, то вам в вашей жизни были доступны самые широкие возможности, и вы эту привилегию своего класса мысленно распространяете на всё общество целиком, считаете её не сословной привилегией, чем она является на самом деле, а неотъемлемым естественным правом каждого гражданина — "ничего невозможного нет", "чтобы много заработать, надо много работать" и т. п. — вы, вероятнее всего, не издеваетесь, а действительно так думаете, потому что в вашей среде это действительно так: чтобы иметь много денег, нужно всего лишь хорошо работать, а ничего невозможного и правда нет. (Подобные взгляды свойственны, например, блоггеру kouzdra, который интересен тем, что происходит из высшего, блатного социального слоя, но сам этого практически не осознаёт, примерно как рыба "не чувствует" воду, в которой живёт.) Тогда как для большинства населения характерны более реалистичные "биологические" взгляды: общество им представляется не машиной, а своего рода живым организмом или целым биоценозом, в котором нельзя просто так взять и что-то в корне поменять. Это выливается в скептическое отношение к "социальной инженерии", которое витающие в своих идиотских мечтаниях представители высших слоёв принимают за "косность и тёмность масс".

Tags: мышление, софистика, социология
Subscribe

  • (no subject)

    Весело живут: Главный фашистский форум в интернете создал человек, известный как Александр Славрос. Участники форума со всего мира мечтали…

  • (no subject)

    Есть вот такая гифка: Вырезано из этого видео. Теперь мы знаем имя героя — Тенгиз Гигиберия aka "Тенго Потийский". Был коронован в 22 года.…

  • (no subject)

    Через Козарекса попал на некий ресурс avia.pro и наткнулся там вот на такое: Подборка фото с красивыми стюардессами Чё-то ржу. Особенно мне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments