foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Category:

Вот и до Холмогорова постепенно дошло понимание Мякотки:

Поразительный факт заключается в том, что на столетие раньше свою океанскую экспансию начал Китай. Огромные джонки Чжэн Хэ могли нести тысячи человек и пересекли Индийский Океан, достигнув восточного побережья Африки. Продолжи Китай свою океанскую экспансию, и, в случае его гипотетической встречи с португальцами, все шансы были не на стороне последних. Однако в 1424 году экспедиции Чжэн Хэ были свернуты и забыты. Минский двор в Пекине больше интересовали не торговцы южных морей, а судьба неспокойной северной евразийской границы. Китай сделал выбор в пользу евразийского смыкания ойкумены и проиграл, пав под ударами новых евразийских завоевателей – манчжуров, и превратившись из охотника в жертву европейского проникновения (впрочем то, что Китай – жертва было осознано лишь в XIX веке).

Такова единственная реальная причина восхождения Запада, устанавливаемая в логике Мак-Нила, на его собственном материале, но не проговариваемая им эксплицитно. Европа оказалась в положении, аналогичном положению древних индоевропейцев и позднейших тюркских и монгольских кочевников – она покорила альтернативное Великой Степи пространство, стягивавшее ойкумену, — Океан. И сумела не хуже монголов проникнуть в пространства других цивилизаций и подчинить их. Все прочие предлагаемые объяснения – институциональные, научные, культурологические, представляют собой попытку натянуть сову на глобус, придумать объяснения господства Европы a posteriori.


Но чтобы до этого дойти, ему потребовалось прочесть толстую американскую книжку. Да уж.

Хотя дальше идёт обычная гуманитарная глупость:

Нельзя исключать того, что океанский способ стягивания ойкумены в какой-то момент перестанет быть самым быстрым, самым надежным и самым безопасным. Собственно, уже сейчас так и происходит – морской транспорт давно уже не самый быстрый, американское морское господство делает его безопасность весьма специфичной и односторонней, не говоря уж о возрождении самого примитивного блокирующего океанские артерии пиратства, подобного сомалийскому.

Традиционным прогнозом развития мировой связанности является пасифизм, предположение о перемещении мировых центров с Атлантического Океана на Тихий. Но обобщенный Мак-Нилом материал и его концепция позволяют предположить и другой сценарий, тоже обсуждаемый достаточно часто – «евразианизм» (не путать с идеологической системой евразийства), то есть возвращение к традиционному типу связанности ойкумены при помощи скоростных сухопутных путей.


Ох-ох-ох...

Tags: Запад, история, флот
Subscribe

  • Против науки

    Навеяно вот этой статьёй о модном насморке. Автор подспудно пытается отмазать науку как таковую от творящегося непотребства, обвиняя во всём…

  • (no subject)

    Ещё немного о том, что " мы не знаем общества, в котором живём". С древности и до сегодняшнего дня все документальные, полудокументальные и…

  • (no subject)

    Давно не писал ничего про осьминогов, и это неспроста. Дело в том, что я окончательно убедился: любые рассуждения о политике не стоят битов, которые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments