foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

„Только не ходите в мой подвал“

Америка самого конца 90-х. Кажется, в фильме фигурировал 1999 год, но я не запомнил. История начинается с того, что супружеская пара едет на автомобиле за покупками по дождливой дороге. Они поженились недавно (хотя обоим на вид сильно за тридцать), не то год, не то два назад, и собираются это отпраздновать. Он — какой-то высокооплачиваемый быдлокодер, она — высокооплачиваемый юрик. Одним словом, мажоры. Их имён я не запомнил тоже, пусть будут Джон и Мэри. А ещё у Джона недавно было большое повышение, и он зачем-то купил себе на радостях тяжёлую голду на шею. В супермаркете это приводит к семейной склоке: Мэри считает, что покупка обошлась слишком дорого, и вообще "похожа на ошейник". Склока могла бы перерасти в скандал, но их деликатно разнимает пожилой человек интеллигентного вида.

Назовём его Доктором. Он оказывается умным и интересным собеседником. Выясняется, что в прошлом он был выдающимся учёным, не то психоаналитиком, не то психиатором, но давно оставил практику и сейчас промышляет как частный детектив. У него есть небольшая команда верных людей, с помощью которых он расследует всякие запутанные дела. Живёт он очень неплохо, его услугами пользуются представители местной элитки — ясен пень, человек из высшего класса. Оставив контакты, он раскланивается.

Через какое-то время Джон внезапно пропадает с концами. Мэри нигде не может его найти, в конце концов обращается в полицию, но без всякого толка. Вспомнив о Докторе, она решает воспользоваться его помощью. Остановившись у его дома, она вдруг видит пропавшего мужа — и, конечно, бросается к нему. Тут выясняется, что у Джона был брат-близнец, с которым тот в лучших традициях индийского кино был разлучён во младенчестве. Близнец этот (назовём его Джимом) жил себе в Нью-Йорке, трудился простым работягой. Узнав о существовании Джона, он решает повидаться, но тут Джон куда-то пропал. Для розыска братца Джим, как и Мэри, решил обратиться к Доктору.

Познакомившись, они разрабатывают план совместных действий. Посетив Доктора по отдельности и сопоставив детали, они видят, что Доктор им врёт. Похоже, он знает куда больше, чем говорит. Тогда они приходят к нему вдвоём, чтобы вывести на чистую воду, но Доктор слишком умён, чтобы его можно было затроллить словами. Он отвечает очень цинично, а потом советует поскорее решать, нужна им его помощь в этом деле или нет. "Иначе будет поздно". "Почему?" — спрашивают они. Доктор надменно шепчет Джиму: "Потому что тела пропавших слишком быстро разлагаются". "Что он сказал?" — вопрошает Мэри. Джим ей шепчет на ухо что-то вроде: "Память о пропавших исчезает слишком быстро".

Дальше какое-то время идёт расследование. Прогресс в нём очевиден, но видимых результатов нет. Хотя, кажется, вот-вот всё откроется. Мэри, тоскуя по исчезнувшему мужу, завязывает отношения с Джимом. А потом вдруг и она пропадает с концами.

Каким-то образом Джим понимает, что виновник исчезновений — сам Доктор. Всё становится совершенно ясно: интеллектуал-маньяк похищает людей, подвергает их пыткам и убивает, и всё это происходит на фоне "расследования", которое он якобы ведёт относительно их пропажи перед лицом их родных и близких. Жестокие убийства и ложь в глаза родственникам жертв составляют его извращённое удовольствие. Но доказательств у Джима нет, а у Доктора связи в самых верхах. И тогда Джим прибегает к последнему средству. Он договаривается с негром из команды Доктора, который сильно недоволен своим шефом, и с его помощью проникает к Доктору в дом с пистолетом. Оставшись с Доктором с глазу на глаз (хотя в комнате на диванчике сидят ещё двое из команды маньяка, но они ни во что не вмешиваются), Джим, обуреваемый жаждой мщения, достаёт пистолет, целится Доктору в живот (он слышал, что смерть от такого ранения будет мучительной) и стреляет. Точнее, пытается. Пистолет лишь щёлкает, он разряжен. Бедного Джима наебали. "Пройдёмте", — мягко приглашает Доктор. Джим обречённо следует за ним.

Они вдвоём спускаются в подвал, где Доктор и творит свои злодейства. "Вы ведь понимаете, что отсюда уже не выйдете?" — участливо спрашивает Доктор. "Да", — отвечает Джим. "И как вы теперь будете?" — озабоченно интересуется Доктор. "Никак. Убейте меня прямо сейчас." — "Нет-нет, — говорит Доктор, — я никого не убиваю!" Выясняется, что все его последние жертвы на самом деле ещё живы, они содержатся в секретной части подвала, и их даже можно услышать. Джим громко орёт, зовёт Мэри — и она, к его удивлению, отвечает откуда-то из-за стены. И Джон тоже здесь. Теперь к ним присоединится и Джим — впереди его ждут годы ада.

Но не тут-то было. Доктора подвела его привычка к чисто интеллектуальному соперничеству, ничего другого он просто не ожидал. Тогда как его физические кондиции оставляли желать лучшего. Очевидно, режиссёр хотел сказать, что против лома нет приёма: жёсткие пиздюли превозмогают интеллект любой мощи. Итак, в короткой схватке, снятой от первого лица (надо полагать, чтобы зритель прочувствовал происходящее как можно полнее — и, надо сказать, он таки прочувствовал), Джим откусывает Доктору мизинец, словно Горлум, и выдавливает левый глаз. "Изя всё". Дальше Джим освобождает томящихся в подвале пленников, и они, в стиле боксёра в "Криминальном чтиве", выпиливают приспешников Доктора. Тут надо заметить, что Доктор практиковал на своих людях какой-то хитрый гипноз, повышающий их лояльность, и когда он склеил ласты, колдунство почему-то рассеялось. Я не понял этот момент, но когда они узнали, что Доктора больше нет, то повели себя самым идиотским образом: вместо того, чтобы подавить восстание узников, они принялись выяснять между собой отношения, решая, кто же теперь займёт место Доктора — что их и погубило.

В финале мы видим дом Доктора, которым теперь владеет Джим. Он превратил его в местную достопримечательность, "музей одного маньяка", и, судя по всему, музей пользуется спросом у туристов. К Джиму приезжает Мэри (внешних повреждений у неё не видно — вероятно, Доктор предпочитал психическое насилие), они о чём-то говорят, Мэри его в чём-то обвиняет, пытается его усовестить, потом она уезжает домой к мужу, а Джим спускается в подвал. И тут мы узнаём, что секретная часть подвала вполне функционирует, и в ней содержатся члены команды Доктора с самим Доктором во главе. Все они живы, и Джим их всех втайне истязает, решив таким образом осуществить правосудие. Тут режиссёр как бы хочет погрузить зрителя в морально-этические сомненьица — ой, а правильно ли Джим поступил, а имеет он право так делать, а чем он тогда будет отличаться от Доктора? Меня эта неуклюжая попытка потеребить зрителя за нравственный нерв заставила только хмыкнуть. Но режиссёр, понятно, и не рассчитывал на таких, как я, он рассчитывал на среднестатистического зрителя с его понятиями о том, что такое хорошо и плохо.

Перед самыми титрами, как это сейчас модно, было показано название фильма (я его позабыл, хотя оно и нехитрое), а также сообщено, что режиссёром выступил не кто иной, как Мартин Скорсезе. Ну да, отметил я, он любит снимать такие затянутые криминальные драмы™.

Tags: синематографъ, сон
Subscribe

  • Shinsekai Yori

    Сочинение антиутопий — древняя игра, счёт следует вести, наверное, с известного текста Платона; и, начиная с Платона же, всякая антиутопия — это…

  • Про Желязны

    Не буду Нет, всё-таки буду оригинален: я считаю, что Желязны плохой писатель. Может быть, он и правда тонкий стилист (я не могу это…

  • (no subject)

    Гнездилище на связи: Вы, как всякий японофоб, такой забавный и неумный. Трусы нюхают во всем мире.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment