foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Orbis quartus

Отрывок из рецензии на сочинение проф. Дж.Р.Р.Толкиена "Властелин колец"

...но Толкиен филолог, и потому начал конструировать свой мир не с технологий и не с вымышленной истории, а с языков этого мира. Точнее, как следует из его интервью, сперва ему пришла в голову идея создания оригинальных языков, не похожих ни на какие из реально существующих, и только спустя много лет он задумался — а как мог бы выглядеть тот мир, в котором на них говорят?

Здесь я позволю себе немного отвлечься, дабы напомнить читателю кое-какие скучные, но важные лингвистические факты. В современном мире доминируют две языковые семьи — Северная (к которой принадлежит и наш язык) и Южная. Основой языков Северной семьи является прилагательное — то есть большая часть существительных в этих языках образована в результате субстантивации прилагательных, а грамматические формы отражают центральное место прилагательного в структуре предложения. В Южной семье ту же роль играет глагол. Остальные языки, не входящие в две крупнейшие семьи, также основаны либо на прилагательных, либо на глаголах, либо же — в редких случаях — обе эти части речи в них равноправны. Существуют экзотические языки, основой которых является наречие, но все они архаичны и мало распространены. И во всех известных языках существительное как отдельная форма либо почти не представлено в словаре, либо представлено очень широко, но играет вспомогательную роль: грамматическая структура ставит на центральное место глагол или прилагательное.

Такая структура не случайна, а закономерно следует из свойств нашего восприятия. Мы ведь на самом деле не видим никаких вещей — мы видим (слышим, обоняем, осязаем) определённые признаки, которые иногда объединяются в достаточно постоянные наборы — подобные устойчивые наборы признаков мы и называем "вещами". Но первичны в восприятии именно признаки, а также разного рода изменения. С точки зрения современной науки, это вовсе не особенность работы именно человеческого мозга, скорее, это универсальный принцип. Известно, что некоторые виды приматов используют характерные звуковые сигналы для предупреждения сородичей о приближении хищника, причём для орла или леопарда используются разные сигналы. В каком-то смысле их можно считать зачатками слов. Но учёные выяснили, что для орла и ястреба, равно как для леопарда и льва, используются аналогичные сигналы. То есть предупреждающий сигнал переводится "с обезьяньего" не как "орёл!" или "леопард!", а как "опасно сверху!" или "опасно снизу!". В основе не объект, а признак и действие. Примерно так же мыслили и первобытные люди. Этнографы хорошо знают это на примере примитивных племён: увидев ранее неизвестную им вещь, члены этих племён постараются подобрать для неё удобное название, и чаще всего оно будет кратким описанием основных свойств новой вещи. Тогда как подбор названия по аналогии, то есть уподобление неизвестной вещи ранее известной — для представителей примитивных культур уже творчество. Да и мы сами недалеко от них ушли, в чём легко убедиться — например, каждый из нас что-нибудь да ремонтировал ("Ну-ка дай мне эту красную острую, я ей попробую зафигачить").

Именно поэтому полноценные существительные возникают в языке весьма поздно — для их возникновения требуется хорошо развитое абстрактное мышление. Процесс "субстантивации" (так лингвисты называют резкий рост числа существительных в активном словаре за счёт образования их из других частей речи) происходит там, где уже существует богатая культура мышления и письменность — то есть в условиях развитой цивилизации. Изучение древних текстов позволяет нам увидеть весь этот процесс как на ладони.

Что же сделал Толкиен? Он впервые придумал несколько искусственных языков, в которых существительное не просто равноправно с прилагательным и глаголом (это, в принципе, можно сказать о многих современных языках), но действительно является самой основой, вокруг которой строится и грамматика, и семантика. Надо заметить, что идея научно недостоверна: она требует, чтобы полноценное существительное возникло в праязыке ещё до формирования грамматики — фактически, задолго до неолитической революции, десятки тысяч лет назад. Тогда грамматика в процессе своего формирования будет "нанизана" на уже имеющиеся существительные. Но, как было сказано выше, в реальности для возникновения полноценных существительных нужна высокоразвитая цивилизация, а к моменту её расцвета грамматика давно уже устоялась.

Однако не будем слишком строги к автору, всё-таки его книга относится к жанру фантастики — так сделаем же на это скидку. В конце концов, придуманный Толкиеном мир (пусть и описанный немного скучным языком) действительно завораживает. Этот мир (названный автором "Землёй") практически не отличается от Тлёна, и населён точно такими же людьми, как и мы. Но их мышление — в основе которого не свойства, но вещи — делает историю их мира совершенно непохожей на нашу. Я не стану углубляться в детали, чтобы не испортить читателю всё удовольствие, однако не могу не отметить, что до сих пор нахожусь под впечатлением от некоторых идей. Так, технический прогресс на Земле шёл медленнее, чем у нас (что ожидаемо), зато организованы люди куда лучше. Описаны не только семьи, роды и народы, но и оригинальные сообщества, вообще не связанные кровными узами и при этом удивительно крепкие, несмотря на то, что люди входят в них недобровольно. Самыми могущественными из них являются так называемые "государства" (что это такое конкретно, в тексте нигде не объясняется, однако возможности этих организаций вкупе с их безжалостностью потрясают читателя). Особенно меня поразила концепция "религий" — крупных сообществ, представители которых относятся к несуществующим и недоказуемым вещам в точности так же, как к реальным, или даже ещё более реальным, чем реальные — и даже готовы из-за них убивать! Хотя для того, чтобы убивать из-за несуществующего, жителям Земли вовсе не обязательно иметь отношение к религии. У каждого из персонажей романа в воображении есть мнимая сверхценная вещь, не имеющая, как правило, никакого реального соответствия, ради которой он готов и на чудовищные, и на героические поступки; и из различия этих мнимых вещей у разных персонажей и происходят все сюжетные коллизии.

Что ж, раз речь сама зашла о сюжете, немного о нём поговорим...


(На fai.org.ru была как-то тема "Книги других миров о нашей реальности", и я решил попробовать себя в этом жанре.)

Tags: альтистория, литература, софистика
Subscribe

  • (no subject)

    Вот, кстати, Сапа воспроизвёл свой древний пост, в котором, как он думает, изложено железное возражение против всякой конспирологии. Спойлер: на…

  • (no subject)

    Рассуждая об Украине, отставной "делатель мэров" приходит к выводу, что внутренняя программа этого робота — не сапиентная: "И я, честно говоря,…

  • Механика сансары

    Начнём вот с чего: есть мнение, что сон равнозначен смерти. Как только я засыпаю, моё сознание исчезает, и я навсегда прекращаю существовать. То,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments