foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

Выношу из комментариев дискуссию об оптимальном отношении к противнику. Что лучше — ненависть к врагу или его дегуманизация?

alex_mashin: Ненависть можно заменить умелым расчеловечиванием врага. Укроп надо выполоть.

foxhound_lj: От расчеловечивания врага один шаг до расчётливости, а от расчётливости полшага до прощения долгов. Вдруг окажется, что на данный момент выгоднее не выпалывать, а, допустим, сотрудничать? И укроп будет помилован. А потом конъюнктура изменится, и случая отомстить больше не представится, или это станет неактуальным с точки зрения текущей выгоды. Дальше — больше...

Культура, поставившая во главу угла такой подход, приобретёт репутацию не имеющей чувства собственного достоинства. Все вокруг будут знать, что эти не станут мстить за оскорбления, потому что не принимают их близко к сердцу. То есть от сегодняшней ситуации ничем не отличается: в русских плюют, а они добродушно утираются — "Пусть дурачки плюют, не убивают же".

Тогда как требуется готовность заплатить любую цену в ответ на чужие действия определённого рода. А здесь уже нужно умение ненавидеть, которому привычка расчеловечивать противника будет мешать.

alex_mashin: Так расчеловечивание должно быть умелым, таким, чтобы укроп непременно надо было выполоть — из брезгливости или гигиенических соображений. Его не будут терпеть, как не терпят клопов или вшей.

foxhound_lj: То есть заменяем ненависть брезгливостью? Всё равно проблема в том, что относиться к людям как к вещам себе дороже. По крайней мере, в долгосрочной перспективе. Манипулируя вещами, то есть неодушевлёнными предметами, мы руководствуемся преимущественно практическими соображениями. Вещь можно сломать, можно сохранить, можно продать, можно купить, можно выбросить или подарить, и так далее, в зависимости от того, что нам выгоднее. И загвоздка как раз в этой самой "выгоде". Если люди для нас что вещи, то политика автоматически сводится к экономике, точнее, к торгашеству: туда, где должны были быть властные или коммунальные отношения, приходят экономические.

Что является ошибкой. Торгашество — это всегда поиск компромисса ради максимизации прибыли и минимизации убытков. В то время как в политике есть области, где никакой компромисс не допустим ни при каких обстоятельствах (один из самых известных примеров — принцип "неотвратимого возмездия" в ядерной стратегии). Торговец ищет максимальную выгоду для себя, но политик в некоторых сферах должен искать не выгоды для себя, а максимального ущерба для своего противника, причём любой ценой, он реально должен быть готов пролить сколько угодно крови, что своей, что чужой.

"Железный Банк всегда получает своё" — но он получает своё только потому, что у него сложилась соответствующая репутация: ради того, чтобы вернуть всего одну монету долга, Банк готов потратить сотню. Всегда. Это чисто политическое решение, экономически оно крайне невыгодно, никакой торгаш никогда бы не пошёл на такую сделку. Но благодаря этому решению все знают, что с Железным Банком шутки плохи, потому что рано или поздно он обязательно получит своё. У людей сложилась репутация, меняющая их жизнь. Но для создания такой репутации требуется упёртость, а упёртости рационализм только помешает, здесь нужен своего рода фанатизм. При этом "работа с вещами" как раз склоняет к рационализму — то есть склоняет проявлять гибкость и в тех вопросах, где её нельзя проявлять ни за что. Из-за чего "расчеловечивание", хоть оно и может оказаться полезным на какое-то время, в будущем обязательно приведёт к катастрофическим последствиям.

Tags: софистика, стратегия
Subscribe

  • (no subject)

    Любой увлечённый историк на деле является тайным альтернативщиком — скрытым, латентным или подавленным. Особенно хорошо это заметно на любителях…

  • (no subject)

    Вот, кстати, Сапа воспроизвёл свой древний пост, в котором, как он думает, изложено железное возражение против всякой конспирологии. Спойлер: на…

  • (no subject)

    Рассуждая об Украине, отставной "делатель мэров" приходит к выводу, что внутренняя программа этого робота — не сапиентная: "И я, честно говоря,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments