foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

Многие не понимают смысла экзаменационной системы, существовавшей в античном и средневековом Китае. Обычные аргументы против: выдающийся поэт или писатель далеко не обязательно окажется хорошим министром, и вообще, кто сказал, что есть прямая связь между интеллектом, талантом и эрудицией с одной стороны — и управленческими способностями с другой? Затем приводятся исторические примеры того, как лауреаты действительно оказывались бездарными государственными деятелями, и их приходилось гнать поганой метлой. Далее рассказывается о том, как эта система со временем разлагалась коррупцией, как должности продавались направо и налево, а новыми министрами становились дети или ещё какие-нибудь родственники прежних. И делается вывод, что идея литературных экзаменов для отбора на чиновничьи должности глубоко порочна.

Разумеется, это наивный вывод. Во-первых, бесспорно, что управленческие способности напрямую не связаны с интеллектом — но кто сказал, что успехи государства напрямую связаны с управленческими способностями его чиновников? Подозреваю, что основную роль здесь играет хорошая внешнеполитическая конъюнктура. А чем дольше мы будем наблюдать за государством, тем сильнее будем убеждаться, что его правительство вполне могло бы принимать решения чисто наугад, методом подбрасывания монетки, и в долгосрочной перспективе результаты были бы не хуже наличествующих. Теорема NFL, однако. Таким образом, если мы исходим из блага государства, то отбор на государственные должности по способностям к управлению имеет немногим больше смысла, чем отбор по чистому мышлению и живости воображения.

А во-вторых, откуда взялась сама мысль, что экзаменационная система существует ради блага государства? Совсем наоборот, она существует ради блага общества. Её идея проста: интеллектуалы должны быть наверху, а гопота внизу. Или, по крайней мере, у всякого благородного мужа, вне зависимости от его социального происхождения, должен быть реальный шанс возвыситься за счёт ума, таланта и трудолюбия. Ибо в этом заключается справедливость. А обществу положено быть устроенным справедливо. Насколько это только возможно. Система государственных экзаменов для этих целей, конечно, довольно плоха, но лучше пока ничего не придумано.

Tags: политика, софистика, справедливость
Subscribe

  • „Фантастические твари и где они обитают“

    Я, к слову, всегда думал, что "фантастические" — это такой превосходный эпитет: "ну фантастические же твари..." Итак, всякий, читавший утёнка,…

  • (no subject)

    "Ты выше этого" на актуальный русский переводится как "ты не имеешь на это права", а "не уподобляйся" означает "не смей". А вот и живой пример:…

  • (no subject)

    А вот подоспела иллюстрация к предыдущему. Посмотрите-посмотрите. А потом почитайте комментарии. Достаточно несколько штук, все они одинаковые и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments