foxhound_lj (foxhound_lj) wrote,
foxhound_lj
foxhound_lj

Categories:

Как известно, со временем стоимость военной техники всё растёт и растёт. Особенно заметен этот рост при переходе к новому поколению. Так, боевой самолёт поколения N+1 может превосходить по характеристикам своего предшественника поколения N на считанные проценты (или первые десятки процентов), а стоить в разы дороже. И если в случае американцев всё можно было бы списать на коррупцию, то с советской техникой это уже не прокатит: постоянный рост расходов наблюдался и в Союзе. Очевидно, помимо обычной человеческой тяги к стяжательству здесь действуют и какие-то фундаментальные факторы. Попытаемся разобраться, какие.

Сперва уточним, что мы имеем в виду под "ростом стоимости". Так как экономика — лженаука, а деньги можно считать самыми замысловатыми способами, положим следующее: "постоянное удорожание техники" означает лишь то, что со временем государство может производить и содержать всё меньше и меньше её образцов. Так, МиГ-23 был построен в количестве почти 4500 штук, в то время как МиГ-29 — 1600. "Фантомов" построили более 5000, F-15 — около 1500, а F-22 — менее 200. Налицо явное уменьшение возможностей государства от поколения к поколению. Любопытно было бы узнать причину.

...А чем, собственно, отличается новая машина от своего аналога предыдущего поколения "sub specie aeternitatis"? Поскольку всякая конструкция имеет некий предел возможностей, поставленный законами природы, и её развитие во времени описывается известной S-образной кривой, то можно предположить, что фундаментальное отличие машины поколения N от аналога поколения N+1 состоит в том, что последняя достигла предела технического совершенства в гораздо большем числе аспектов. И вполне возможно, что именно в этом и состоит причина её удорожания. Ведь чем ближе мы подошли в какой-то сфере к пределу возможностей, тем дороже нам обходится каждый следующий шаг. Если раньше, в эпоху бурного развития этой сферы, внедрения пары-тройки, или даже одного-единственного ноу-хау бывало достаточно для резкого повышения характеристик изделия, а иногда и форменной революции1, то, по мере приближения к пределу, внедряемые новшества уже не имеют заметной отдачи. Приходится плясать с бубном и привлекать к процессу дальнейшего совершенствования изделия всё больше различных областей науки и отраслей промышленности. В результате в нашу работу прямо и косвенно вовлекается всё больше ресурсов — трудовых, материальных, интеллектуальных и временных, — и вдобавок от экономики государства, помимо этих ресурсов, требуется всё большее разнообразие2. А так как экономика не резиновая, то производить подобной "предельной техники" она может всё меньше и меньше. И всё это — ради улучшения каких-то характеристик конечного изделия процентов на пять.

Отсюда вывод. Возможно, не стоит при разработке машин нового поколения стремиться к повышению всех основных характеристик. Разумнее будет проанализировать, в каких именно аспектах данная техника уже близка к фундаментальному пределу — и не требовать улучшений в этих областях, а сосредоточиться на тех, где пока ещё идёт прогресс. Например, в случае разработки истребителя шестого поколения не нужно требовать улучшения ЛТХ и манёвренности по сравнению с пятым (улучшение будет гомеопатическим), а сосредоточиться на возможностях бортового оборудования и малозаметности (если к тому времени в этих областях ещё будет идти развитие). Не исключено, что при таком подходе государство сумеет резко увеличить производство боевой техники новых образцов.


1 Как это было с "Дредноутом", например: метод корректировки по всплескам действительно произвёл революцию, сразу увеличив дальность эффективного ведения огня в разы.

2 Поэтому ни Швеция, ни даже Франция больше не смогут самостоятельно создавать боевые самолёты. Размер экономики не тот. Так что "Грипен" и "Рафаль" были лебединой песней их авиапрома.

Tags: авиация, софистика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments